Китайская система высшего образования

Китай, интернет, блогер

В китайской системе высшего образования в последние годы произошли существенные перемены. Можно выделить следующие составляющие векторы государственной образовательной стратегии Китая на этапе 1992-2014гг.:  открытость системы образования миру и обществу, включение рыночных механизмов,  дифференциация, децентрализация и демократизация системы в целом и её образовательных институтов (china-today.ru).

Реализация такой стратегии связывалась с изменением структуры и содержания образования и образовательных технологий, внутреннего уклада жизни ВУЗов, проведения комплексной управленческой и организационно-финансовой реформ. Существенное изменение структуры управления системой высшего образования, изменения в организации работы и управления вузом, позволили построить фундамент для всех последующих нововведений.

В целом процесс реформирования должен был привести к качественному и интенсивному развитию системы. Исследуя развитие высшего образования в КНР, необходимо иметь также в виду, что реформы во всей сфере образования всегда рассматривались в Китае, как метод социалистической модернизации. Процессы, которые начались и продолжаются в китайской высшей школе и являются следствием принятой стратегии реформирования, можно свести к шести следующим пунктам: децентрализация, диверсификация, массификация, реконфигурация, кооперация, и интернационализация.

Децентрализация подразумевает, что наряду с вузами центрального подчинения, получающими финансирование непосредственно из Пекина, большая часть вузов переведена в непосредственное подчинение и финансирование со стороны провинциальных правительств.

Диверсификация означает введение многоканального финансирования системы высшего образования. Наряду с государственным финансированием вводилась плата за обучение со стороны бюджетных студентов для частичного покрытия расходов вуза на обучение, разрешался приём платных студентов. Вузы получили право заниматься коммерческой деятельностью, под которой понималось не только оказание платных образовательных услуг, но и получение прибыли от работы промышленных предприятий и организаций сферы обслуживания, которые могли быть учреждены непосредственно вузом. Законодательным путём была разрешена деятельность негосударственных вузов.

Массификация связывается с массовым высшим образованием, которое ассоциируется с превышением 15-ти процентного охвата высшим образованием в возрастной группе от 18 до 23 лет. Этот результат в КНР был достигнут в 2003 году. В настоящее время он приблизился к 40%.

Реконфигурация подразумевает принятие и реализацию в КНР программ создания элитных высших учебных заведений, которые по уровню организации учебного процесса, научных исследований, материально-техническому обеспечению должны соответствовать международным стандартам.

В рамках кооперации, различные формы взаимодействия вузов и экономических субъектов нашли законодательную и административную поддержку.

Интернационализация связывается со стремительным ростом числа китайских студентов, получающих высшее образование в зарубежных странах и стимулируемое государством, заметным увеличением иностранных студентов в Китае, интенсификацией взаимосвязей китайских вузов с зарубежными партнёрами.