Будет ли создан союз России и Китая против США
Многие сегодня задаются вопросом — будет ли создан союз России и Китая против США? Рост напряженности между Россией и Западом, особенно с США в отношении Украины постоянно напоминает времена «холодной войны». Тогда две сверхдержавы разными методами боролись за сферы влияния. Ключевым вопросом в текущей игре политиков великих держав является то, создадут ли Китай и Россия союз против США?
Гилберт Розман в статье “Азия для азиатов: почему китайско-российская дружба крепнет”, — перечислил шесть причин, почему китайско-российское партнерство является прочным. Однако, Джозеф Най, в недавнем материале, опубликованный в Project Syndicate под названием “Новый китайско-русский союз?” поставил под сомнение такую возможность, указывая существование глубоких проблем китайско-русского союза в военной, экономической и демографической сферах.
И Розман и Най, по сути, рассматривают разные стороны одной медали. Однако, они оба что-то упустили. Будущее китайско-российских отношений во многом зависит от отношения этих двух стран с Западом, особенно с Америкой. Если Вашингтон слишком сильно будет подталкивать к росту цены на нефть, влиять на ситуацию в Украине, и расширять НАТО в сторону России, КНР и РФ могут действительно двигаться в направлении формирования союза, даже если изначально это не входило в их планы.
Два Тигра на одной горе
И председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин и президентом России Путин, сильные лидеры, стремящиеся вернуть былую славу державам. Си новой внешней политикой показывает сильные позиции в Восточно-Китайском море вокруг споров с Японией и в Южно-китайском море вокруг споров со странами Юго-Восточной Азии. Мир был свидетелем, как Путин был агрессивен из-за Крыма и Восточной Украины. Как Си Цзиньпин, так и Путин считает, что с их государствами несправедливо обращались в прошлом, и современный мировой порядок их не устраивает.
Однако эти сходства не предполагают, что лидеры двух стран будут сотрудничать. Как гласит старая китайская поговорка, «одна гора не может выдержать двух тигров». Хотя и Си и Путин ратуют за национальное возрождение, между двумя народами исторически отношения не очень ладились. Хотя этих двух лидеров не устраивает Западный мировой прядок во главе с Америкой, они не объединены общей концепцией, так называемого, нового мирового порядка.
Вспоминая историю, Пекин не хотел сближаться с Москвой еще во времена холодной войны, когда оба государства относятся к коммунистическому лагерю. Хотя Россия сегодня сталкивается с огромными экономическими трудностями, обусловленными западными санкциями, россияне дали понять, что им нужна от Китая дипломатическая поддержка, а не экономическую помощь. Хотя обе страны сталкиваются с внутренними этническими проблемами, в Чечне и Синьцзян-Уйгурском автономном районе соответственно, когда дело дошло до войны 2008 года в Грузии, российскую сторону не устроила равнодушная позиция Китая, который был сильно озабочен ситуацией по поводу Тайваня, Синьцзяна и Тибета. Даже если Путин и Си имеют одну позицию к Западу, их цели, безусловно, отличаются.
Дисбаланс в торговле и стратегические последствия
Экономические связи являются ключевым фактором в китайско-российских отношений. Двусторонняя торговля неуклонно растет, достигнув $95 млрд в 2014 году, ожидается 100 млрд долларов оборота к 2015 году. В 2014 году Россия подписала на тридцать лет контракт стоимостью $400 млрд. В соответствии с ним ежегодно примерно с 2018 до 2047 в Китай будет поставляться 38 миллиардов кубометров российского газа.
Однако, даже самые сильные связи между двумя странами являются проблемными в своей сути. Во-первых, торговля Китая и России остается крайне несбалансированной, она ограничена, в основном, тремя вещами: нефть, газ и оружие. Евросоюз для России по-прежнему остается ведущим торговым партнером, в то время как США для Китая (если не брать в расчет Гонконг). Хотя Китай является вторым крупнейшим торговым партнером России, а Россия занимает лишь восьмое место для Китая и только 2 процента от общего объема внешней торговли Китая. Другими словами, хотя и Китай, и Россия могут презирать Запад, Китай не может пожертвовать американским рынком, и Россия не может отбросить Европу.
Во-вторых, сделки в сфере энергетики между двумя странами на самом деле не взаимовыгодны, из-за озабоченности каждой из сторон получить больше выгоды для себя. Похоже, что западные экономические санкции в отношении России подтолкнули РФ ускорить подписание энергетических соглашений с Китаем, которые в свою очередь на руку Китаю с его быстрорастущей потребностью в энергоресурсах. Однако, обе страны прекрасно понимают, что чрезмерная зависимость ведёт к потенциальной уязвимости.
Китай пытается диверсифицировать поставки нефти посредством активизации экономического сотрудничества со странами Центральной Азии, из традиционной сферы влияния России. РФ также стремится расширить свой энергетический рынок с другими азиатскими странами, такими как Монголия, Япония, Южная Корея, Индия и Вьетнам (даже Северная Корея).
Намеренно или нет, энергетическое сотрудничество России с азиатскими странами создало Китаю стратегическое неудобство. Например, Россия в 2012 году заключила энергетические соглашения с Вьетнамом в Южно-Китайском море, где Китай заявлял свой неоспоримый суверенитет, было воспринято как “удар в спину” со стороны некоторых китайских аналитиков. В том же духе, у России есть глубокие опасения, что Китай экономическим поясом «нового Шелкового пути» через Центральную Азию подорвет геополитическое влияние РФ в Евразии.
Не в последнюю очередь, важен вопрос о торговле оружием России с Китаем. Конечно, РФ является самым важным для КНР поставщиком оружия и военной техники. Однако, ни для кого не секрет, что в Россия не хочет поставлять передовые военные технологий в Китай — своему потенциальному конкуренту в этой области. Контракт на поставку ракетных установок С-400 в конце 2014 года многими рассматривалось как выгодное финансовое решение, а не стратегическое.
Военное сотрудничество России с соседями Китая, такими как Вьетнам, влечет за собой устрашающие последствия в отношении превосходства Китая в Южно-Китайском море. Например, начиная с 2009 года, Россия продала три подводных лодки Вьетнаму, которые являются более современные, чем подлодки, которые Китай получил от России.
Несовместимые интересы
Китай — азиатская держава с глобальными амбициями. Исторически Россия считает себя Европейской державой, хотя недавно начала резкий поворот в сторону Азии. Две страны прошли через тернии горьких и кровавых страниц истории. После окончания холодной войны, похоже, они нашли новый вектор взаимодействия, проходящий против гегемонии США.
Китай и Россия установили отношения стратегического партнерства в конце 1990-х годов в то время когда США расширяло свою однополярную систему. Однако стратегическое партнерство между Китаем и Россией часто рассматривается как “партнерство на выгоде”. Стороны проявляли только символические жесты, в то время как обе страны присматривались к улучшению отношений с Соединенными Штатами, даже если и делались публичные выступления против гегемона. Иными словами, так называемое стратегическое партнерство между Китаем и Россией — это просто дипломатический инструмент для обеих стран, чтобы побороться за более пристальное внимания со стороны Соединенных Штатов после окончания холодной войны.
Даже в момент, когда мир перестал быть однополюсным, Китай и Россия были и остаются больше конкурентами, чем партнерами. Как восходящая держава, Китай набирает международный вес и влияние, а Россия, похоже, теряет международный вес, как это было на недавнем саммите АТЭС и встрече G20 в 2014 году. Хотя обе страны имеют свои проблемы с Западом сегодня, рано или поздно напряженность будет расти и между ними. Их сложные отношения в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), свидетельствующие о возможной стратегической и экономической конкуренции в Центральной Азии и углубление проблем их несовместимых интересов за региональное доминирование.
Танго для троих?
Как всегда, политика с позиции силы по-прежнему является основным аргументом. Началась еще одна глава в истории подъема и падения великих держав — в этот раз участвуют три державы — Соединенные Штаты, Китай и Россия. Сейчас слишком рано классифицировать китайско-российские отношения как “партнерство” или “союз”, потому что в мировой политике нет постоянных друзей, только постоянные интересы. Несмотря на позитивные тенденции в двусторонних отношениях по-прежнему не хватает прочного фундамента взаимного доверия и общей идентичности. Только сильная общая угроза с Запада может подтолкнуть Китай и Россию друг к другу, чтобы сблизиться в экономическом и военном отношении. Этот процесс сейчас находится в руках американских политиков. Если и дальше продолжать подталкивать Си Цзиньпина и Путина, и они действительно могут создать военный союз или, по крайней мере тесное партнерство между Москвой и Пекином.
Чтобы избежать подобного, Америке надо рассмотреть вопрос о том, как осуществить перезагрузку отношений с Россией и Китаем. Для России, изоляция и санкции не может быть решением кризиса с Украиной. Для Китая США должен пересмотреть свое влияние в Азии. Си Цзиньпин посетит Вашингтон в сентябре этого 2015 года, что будет хорошей возможностью для построения отношений. Хотя серьёзная конкуренция между Соединенными Штатами, Китаем и Россией неизбежна, достижения хрупкого равновесия сил и есть суть дипломатии. В контексте современных мировых событий достижение мирного сосуществования потребует «исполнить танго» для всех трех держав.
Huiyun Feng, Тне DIPLOMAT