Происхождение кисти для письма в древнем Китае

кисть, написание

Прославленный историк Сыма Цянь (司馬遷), живший во времена династии Хань (206 г. до н.э.–220 г. н.э.), написал в «Ши цзи» (史記), ( «Исторических записках»), что «Мэн Тянь (蒙恬) изготавливал кисти для письма используя мех горного кролика».

Мэн Тянь был высокопоставленным генералом во времена династии Цинь (221 г.–206 г. до н.э.), отличившимся в военных кампаниях против нашествия северных кочевых племён, а также при строительстве Великой китайской стены как оборонительного сооружения.

Последующие поколения подхватили высказывание, что «Мэн создал кисть для письма». Однако во времена Мэна кисти имелись не только в княжестве Цинь, но и в других китайских княжествах. Отличие заключалось в том, что только кисти, сделанные Мэном, назывались би (筆, bǐ), что означает кисть или другое приспособление для письма, о котором мы знаем сегодня. Все кисти, которые использовались в других княжествах, таких как Чу, У и Янь, имели разные названия.

Только когда Цинь Шихуан (秦始皇) стал первым императором объединённого Китая, способ производства и название кисти стали едиными. В то время, однако, производство кистей для письма нуждалось в усовершенствовании, а их использование было ограничено. Следовательно, простолюдинам кисти были недоступны.

Существует история о кисти для письма, рассказанная в «Жизнеописаниях бессмертных» (列仙傳). Эта книга по традиции приписывается Лю Сяну (劉向), жившему во времена китайской династии Хань.

Как повествует история, в период  правления императора Хуаня династии Хань (漢桓帝) (132–168 гг. н. э.) жил мастер по изготовлению кистей Ли Чжунфу. Однажды Ли взял готовые кисти на рынок префектуры Ляодун для продажи. Независимо от того, мог ли покупатель заплатить за кисть, Ли раздавал кисти каждому. Кисти быстро разошлись. На следующий день Ли снова принёс на рынок 10 связок кистей. Его непревзойдённое мастерство по изготовлению кистей быстро завоевало признание во всём Китае.

Согласно «Жизнеописаниям бессмертных», в юности Ли Чжунфу практиковал по даосской системе в качестве ученика даосского мастера Ван Цзюня (王君). Вскоре Ли освоил много даосских техник, включая мастерство оставаться невидимым. Кроме того, когда ему было уже более ста лет, он вдруг стал выглядеть очень молодым.

Когда Ли только начинал изучать мастерство, он мог оставаться невидимым в течение 100 дней. Постепенно он смог оставаться невидимым намного дольше. Когда Ли разговаривал с другим человеком, тот мог слышать его голос, но не мог видеть самого Ли.

Однажды человек, зарабатывавший на жизнь ловлей птиц, раскинул сеть на расстоянии около 500 ли от дома Ли (500 ли равны 250 км). Человек поймал птицу, которая превратилась в Ли Чжунфу. После того, как двое мужчин поговорили и попрощались, Ли отправился домой. Обычному человеку потребовалось бы несколько дней, чтобы пройти 500 китайских ли, но Чжунфу вернулся домой в тот же день.

Ли пробыл в человеческом мире свыше 300 лет, прежде чем он удалился на Великую Западную гору и никогда больше не возвращался в мир смертных. Великая Западная гора (西嶽山), или гора Хуашань, является одной из пяти Великих китайских гор, которые имеют большое духовное значение в истории Китая.

Вернуться в раздел Истории древнего Китая

epochtimes.ru