Старинные истории о добрососедстве

Эти истории о добрососедстве показывают, какие нравы царили в прошлом в обществе, как люди относились друг к другу.

древний Китай, истории

Живя в человеческом обществе, нам всем необходимо общаться с другими людьми. Традиционная китайская культура придаёт большое значение добродетели и этике общения в отношениях между людьми, в том числе и отношениям между соседями.

Как говорится в старинной поговорке: «Одно из величайших сокровищ страны заключается в том, что есть добродетельные люди, которые добры к своим соседям».

Другое старинное изречение гласит: «Помощь тем, кто испытывает трудности, и проявление сочувствия к соседям являются актом следования принципам Дао. Те, кто следуют Дао, обретут счастливую судьбу».

Древние китайцы считали, что быть добрым по отношению к другим является основным принципом в жизни общества, а тех, кто часто совершает добрые дела, действительно, ожидает счастливая судьба. Существует много историй о благородных людях, добрых и терпимых по отношению к другим и помогающим им в беде. Ниже приводятся несколько таких историй.

Дао Юаньмин предпочитал жить в Южной деревне

Дао Юаньмин (365 — 427 н.э.) был известным поэтом во времена династии Цзинь. В одном из своих стихотворений он написал:

«Я задумал перебраться в южную деревню, но не потому, что их хижины мне больше нравятся. А потому, что я слышал, что там проживают многие простодушные и добрые люди, и я хотел бы проводить с ними дни и ночи».

Он решил переехать в южную деревню, так как любил её простодушных и чистых сердцем жителей.

Дао Юаньмин и сам был таким человеком. Он ежедневно обрабатывал землю и писал стихи, в которых выражал свои мечты. Ему нравился простой и скромный образ жизни, он предпочитал жить в соответствии с Дао.

В одном своём стихотворении он так изобразил дружбу со своими соседями.

«Мы часто собираемся вместе, и каждый из нас выражает свои взгляды открыто и откровенно. Когда один из нас имеет какую-то идею, мы её вместе обсуждаем. И когда у кого-то есть вопросы или ему что-то непонятно, мы говорим об этом».

Соседи помогали друг другу и наслаждались гармоничными отношениями, оказавшими благотворное влияние на окружающую среду, что помогло в дальнейшем всем повысить свои моральные ценности.

Сима Хуэй отдал свою свинью

Сима Хуэй, живший во времена восточной династии Хань, был известным ученым. Он мог хорошо распознавать добродетельных и талантливых молодых людей. Однажды у его соседа потерялась свинья. Случилось так, что свинья Сима Хуэй была очень похожа на свинью, которую потерял сосед. Сосед ошибочно подумал, что свинья Сима Хуэй была его потерянной свиньёй. Сима Хуэй не стал с ним спорить, более того, он сказал: «Если она твоя, то забери её». Сосед тотчас же забрал свинью домой.

свинья, храм, Китай, молитва

Спустя несколько дней, его сосед нашел свою пропавшую свинью в другом месте. Ему было очень стыдно, и он вернул свинью Сима Хуэй. Последний утешал соседа, говоря, что нет ничего необычного в том, что такого рода ошибки происходят между соседями. Вдобавок, Сима Хуэй даже похвалил его за способность распознать и исправить свою ошибку. Сосед был очень растроган. Позже люди назвали Сима Хуэй «господин водяное зеркало». Это был комплиментом за безупречный и открытый характер.

Цзы Жудао был отзывчивым к соседям

Цзы Жудао во времена династии Юань жил в деревне Цише города Дэчжоу провинции Шаньдун. Он всегда с радостью делал хорошие дела, и слава о его доброте распространилась по всему его родному городу.

Один человек в Цише по имени Лю Сянь и ещё несколько других жителей деревни были слишком бедны, чтобы заработать на хлеб. Цзы Жудао дал им по куску земли с тем, чтобы они могли её сдавать в аренду фермерам, и этим смогли бы заработать немного денег. Цзы Жудао вернул себе эти участки земли после того, как эти люди скончались.

Однажды, когда в их местности распространилась чума, было упомянуто, что определенный вид арбуза может вылечить болезнь, помогая людям сильно потеть. Цзы Жудао купил много таких арбузов, заодно и другие продукты питания и, рискуя самому заразиться чумой, собственноручно доставлял продукты «от двери к двери» людям, страдающим от этой страшной болезни в их районе. Таким образом, он спас много людей.

Иногда он раздавал очищенную пшеницу (китайское сорго) тем, кто нуждался в период весеннего сева. Он разрешал им оплачивать долги за неё после сбора урожая, не требуя никаких процентов. Если же в каком-то году урожай был плохой и у людей не было собрано достаточное количество урожая, чтобы оплатить долги, Цзы Жудао сжигал расписку и советовал им о ней забыть.

Он часто говорил членам своей семьи: «Чтобы накопить зерно, нужно с самого начала готовиться к жизни впроголодь. Поэтому, если случается год плохого урожая, то мы должны помогать нашим соседям, которым повезло меньше».

Ян Чжу продал своего осла

Ян Чжу из династии Мин (1368-1644 н.э.) был советником дворцовых ритуалов. Обычно он ездил на осле к императорскому дворцу или всюду, куда ему было необходимо. Он очень любил своего осла. Каждый день после того, как он возвращался из императорского дворца, он собственноручно кормил осла и хорошо за ним ухаживал.

осёл

Сосед Ян Чжу был уже пожилой человек. Его жена родила сына, когда ему было почти 60 лет. Супруги была очень счастливы, что у них на старости лет появился сын. Однако ребенок начинал, не переставая, плакать всякий раз, когда слышал рев осла, что доставляло довольно много неприятностей всей семье. Сосед не посмел сказать об этой проблеме Ян Чжу, так как Ян Чжу был высокопоставленным чиновником.

Тем не менее, поскольку ребенок был так обеспокоен рёвом осла, в результате чего не мог нормально есть, соседской паре пришлось сообщить об этом Ян Чжу. Ян Чжу незамедлительно и без колебаний продал осла. С тех пор, когда он направлялся к императорскому дворцу и в другие места, то просто шел пешком.

Истории о добрососедстве. Заключение

В древних китайских изречениях говорится:

«человек действительно красив только тогда, когда в его сердце есть милосердие»,

«придерживайтесь гармоничных отношений со своими соседями»,

«человек является добродетельным, если каждое его слово и действие направлены на то, чтобы приносить пользу другим».

Эти высказывания говорят нам о том, что мы должны следовать Дао, обладая такими чувствами, как чувство праведности, являющееся критерием при решении любых дел. Мы должны быть строгими по отношению к себе и терпимы к другим. Мы должны обладать доброжелательным характером, проявляя сочувствие к другим и желание о них позаботиться, оказывать помощь другим и быть к ним внимательным, представив себя на месте и в ситуации человека, которому мы пытаемся помочь.

Это является процессом совершенствования моральных ценностей человека, а также оказывает влияние на других, чтобы они могли стать хорошими людьми. Поступая так, мы принесём нашему обществу гармонию, наполненную дружественными отношениями между людьми, что является фундаментальной основой социальной справедливости.

Чжичжэнь